Власть
Существует 3 формы проявления влияния: сила, авторитет, власть.
Авторитет- влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств.
Власть- способ управлять и распоряжаться действиями других людей, подчинять их своей воле.
Субъект власти - тот, кто отдает распоряжения
Объект- тот, кто выполняет.
Власть:
- естественная ( опирается на уважение)
- публичная ( подчиняет)
Функции власти:
- господство
- руководство
- регуляция
- контроль
- координация
- мобилизация
- управление.
Политическая власть- право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки, цели.
Признаки политической власти:
- только она может использовать силу в пределах страны
- единый центр для принятия политических решений
- использование разнообразных средств
- действует на основе права от имени всего общества
Типы политической власти ( Вебер):
- харизматическая.
Харизма (греч)-милость, божественный дар. Люди подчиняются лидеру в силу его исключительных качеств, позволяющих его считать великим или гениальным. Культ личности — чрезмерное возвеличивание личности правителя, базирующееся почти на религиозном поклонении.
- Традиционная. Опирается на традиции и обычаи. Верность вождю передается из поколения в поколение.
- Легальная. Люди подчиняются лидеру, так как его наделил правом приказывать законодательный орган. Лидер не только служит обществу, но для него это — работа.
Легитимность- признание обществом или его большей частью существующей власти.
Политическая система
Политика (греч)- государственное дело, искусство управлять государством.
Бисмарк « Неучастие в политике не освобождает от её результатов»
Политика - объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства.
Субъекты политики: индивиды, социальные группы, классы, организации, политические партии, государство
Объекты политики:
внутренние
- общество в целом
- экономика
- социальная сфера
- культура
- национальные отношения
- экология
- кадры
внешние
- международные отношения
- мировое сообщество( глобальные проблемы)
Функции политики:
- организационная база общества
- контролирующая
- коммуникативная
- интегративная
- воспитательная
Виды политики:
по направленности политических решений
-экономическая
-социальная
-национальная
-культурная
-религиозная
-государственно-правовая
-молодежная
по масштабу воздействия
- местная
- региональная
- общегосударственная ( национальная)
- международная
- мировая ( глобальные проблемы)
по перспективам воздействия
- стратегическая ( долговременная)
- тактическая (неотложные задачи по достижению стратегии)
- конъюктурная или текущая ( срочные)
Политическая система- совокупность отношений по поводу участия в политической власти.
- комплекс норм, институтов и организаций в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.
Функции политической системы:
- управляющая
- мобилизующая
- интегративная ( согласование интересов)
- коммуникативная
Элементы политической системы:
- организационный ( государство, политические партии, общественно-политические движения, группы давления)
- нормативный ( нормы, ценности, обычаи, традиции)
- культурный ( политическая культура - знания, ценностные ориентации, политическая психология, способы практической политической деятельности + идеология)
- коммуникативный ( связи внутри политической системы)
Государство
Государство в широком смысле - тождественно стране и политически организованному народу, проживающему на данной территории.
Государство в узком смысле - организация верховной власти, стоящей над обществом.
Признаки государства:
- территория
- население
- публичная власть
- система налогов
- правовая система
- суверенитет- верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях.
Экономическая основа суверенитета - владение территорией. Собственностью, культурным достоянием.
Политическая основа - стабильное государство
Правовая основа - конституция, соответствие принципам международного права
Теории происхождения государства:
- Теологическая (Фома Аквинский, Марк Аврелий) — государство — дар Божий
- Патриархальная ( Платон, Аристотель, Филмер)- возникло из патриархальной семьи, подданные боятся монарха и уважают его как дети своего отца.
- Теория насилия ( Каутский, Гумплович)- возникло как результат завоевания одного народа другим, для поддержания порядка создаются госорганы, принимаются законы.
- Спортивная ( Ортега-и-Гасет)- благодаря спорту и физическому воспитанию создана армия и появилось государство.
- Договорная ( Гоббс)
- Психологическая ( Фрейд, Петражицкий)- возникло из психической потребности индивида подчинять или повелеваться
- Социального дарвинизма ( Спенсер)- возникло в процессе эволюции, подобно человеческому организму, где правительство-мозг, право-импульсы мозга, армия и полиция-руки, низшие классы- обеспечивают жизнедеятельность всего организма.
- Классовая ( Маркс)- в соседской общине возникли излишки, что привело к появлению неравенства, складыванию классов и образованию государства.
Функции государства:
внутренние
-экономическая
-политическая
-социальная
-идеологическая
внешние
-участие в решении глобальных проблем
-обеспечение национальной безопасности
-развитие взаимовыгодного сотрудничества
-отстаивание государственных интересов в международных отношениях
Государственный аппарат- комплекс государственных органов и учреждений посредством которых осуществляется государственное управление.
Государственный орган - учрежденное в установленном законом порядке образование, выполняющее от имени государства какие-либо функции.
Компетенция государственного органа- совокупность юридически установленных функций и полномочий госорганов, должностных лиц.
Функция- вид деятельности.
Полномочие- права и обязанности, которые сопровождают функциональную деятельность.
Виды госорганов:
по разделению властей
- законодательные( представительные)
- исполнительные
- судебные
по выполняемым функциям
- осуществляющие внешние функции ( разведка, органы межгосударственных отношений, информации)
- осуществляющие внутренние функции ( органы правопорядка, органы социально-экономического регулирования, органы духовного производства).
Типы государств:
по форме правления
Форма правления - порядок образования и организации высших органов власти, их взаимодействие друг с другом и с населением.
Типы государств по форме правления:
- Монархия- форма правления, при которой верховная власть передается по наследству, не является производной от какой-либо другой власти, не ограничивается временными рамками.
Сакральность - божественность
Патерналистское сознание-восприятие монарха как отца народа
Самодержавная монархия- тип монархии, при которой власть монарха является сакральной.
- Республика — форма правления, при которой власть находится у выборных лиц с определенным сроком полномочий, которые они получили от представительного органа или от самих избирателей.
Виды монархий
| Абсолютная | Дуалистическая | Парламентская( конституционная) | |
Законодательная власть | У монарха, Государство - это я ( Людовик 14) | Разделена между монархом и парламентом, монарх издает законы в перерывах между сессиями парламента | У парламента | |
Исполнительная власть | У монарха | У монарха | Формально у монарха, практически у правительства, король царствует, но не правит | |
Назначение главы правительства | монарх | монарх | Монарх с учетом парламентских выборов | |
Правительство ответственно | Перед монархом | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | _____________ | У монарха | У монарха по рекомендации правительства | |
Право вето | ------------------- | есть | Не используется | |
Права монарха | Всевластие, глава государства, правительства, ВС, верховный судья | Имеет обширные полномочия | Монарх символизирует историческую преемственность и олицетворяет единство нации | |
| Бахрейн, катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Россия в начале 20 века, Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, испания, Нидерланды, Япония | |
Виды республик:
| Президентская | Смешанная | Парламентская | |
Избрание президента | Внепарламентским способом) выборы) | Внепарламентским способом | На заседании парламента | |
Образование правительства | Формирует президент | Формирует президент из лидеров победившей на выборах партии, должно получить вотум доверия парламента | Парламентом из лидеров победившей на выборах партии | |
Ответственность правительства | Перед президентом | Перед президентом и парламентом, вотум недоверия парламента правительству невозможен | Перед парламентом, парламент может вынести вотум недоверия правительства или его отдельному члену, который влечет роспуск правительства | |
Право роспуска парламента | _________ | президент | президент | |
премьер-министр | нет | есть | Есть, большая роль Кабинета Министров | |
Полномочия президента | Глава государства, глава исполнительной власти, ВС, право вето | Глава государства, исполнительная власть разделена между президентом и правительством, парламент имеет право на импичмент, президент на вето | номинальная власть президента, все действия по рекомендации правительства | |
| США | Австрия, Россия, Франция | Италия, ФРГ, Индия, Швейцария | |
По форме территориально-государственного устройства
Форма территориально-государственного устройства- территориальная структура государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.
Типы государств по территориальному устройству:
- Унитарное. Вся полнота власти сосредоточена в центре, на места делегируются лишь административные полномочия( местные налоги). Единая территория, единый госбюджет, единая система высших органов власти, единая Конституция, судебная система, гражданство. СССР. Франция. Италия. Испания. Египет.
- Федерация- форма государственного устройства. При которой несколько государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство. Разграничены компетенции между федерацией и её субъектами, за центром- наиболее важные полномочия. Единая система границы, субъекты федерации не могут выходить из её состава. У субъектов федерации могут быть свои законы, органы власти, конституция, но они не должны противоречить федеральным. Может быть двойное гражданство. Федеральный парламент обычно. Автономия- определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных или иных общностей в вопросах их внутренней жизни. двухпалатный. Россия. США. Германия. Бразилия. Швейцария.
- Конфедерация - постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения общих, преимущественно внешнеполитических целей. Решения центральных органов вступают в силу, если они одобрены всеми субъектами конфедерации. Отсутствует единая территория, неограниченное право выхода. Евросоюз.
Типы государств по связи с религией:
- Светские. Нет официальной религии. Декларируется свобода совести и конфессий. Законом запрещается дискриминация по религиозным основаниям.
- Клерикальные. Государственная религия - правовое закрепление привеллегированного положения какой-либо религии. Изучается в обязательном порядке в учебных заведениях. Религия оказывает заметное влияние на жизнь страны. Гражданам, исповедующим религию, предоставляется преимущественное право занятия государственных должностей.
По политическому режиму.
Политический режим- система методов, способов и средств осуществления государственной власти.
Типы государств по политическому режиму:
- демократия
- авторитаризм
- тоталитаризм
Авторитаризм-политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретными лицами при минимальном участии народа | Тоталитаризм-политический режим, при котором абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полное подчинение человека политической власти | |
Власть в руках одного человека или группы лиц, высокая роль лидера | Власть в руках одного человека, харизматичность лидера. | |
Народ отчужден от политической власти | Народ отчужден от власти, полный контроль власти над обществом, включая личную жизнь человека | |
Нет разделения властей | Нет разделения властей, бесконтрольность репрессивных органов власти | |
Деятельность оппозиции ограничивается жесткими рамками | Нет оппозиции | |
Частичная цензура | Полная цензура | |
Частичный террор | Полный террор | |
Нет единой идеологии | Единая идеология, новояз | |
Декларированные права и свободы | Декларированные права и свободы | |
Общирный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой | Командно-административная экономика | |
Опора на традиционные институты -бюрократию, армию, церковь | Опора на люмпенизированные слои населения | |
Основной принцип: разрешено то, что не имеет отношения к политике | Разрешено то, что приказано властью ( запрещено всё) | |
Виды: традиционные АМ, олигархический авторитаризм ( власть в руках семейств или кланов), военные диктаторские режимы | Виды: правый( фашизм), левый ( коммунизм) | |
Россия при царях, военный режим Пиночета в Чили, Ирак с Хусейном | СССР, Германия при Гитлере | |
Демократия-политический режим, при котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан подчиняющихся закону.
Признаки демократии:
- принцип конституционализма
- действует по всей территории
-все остальные правовые нормы должны ей соответствовать
-принимается в особом порядке
- принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
Президент
законодательная исполнительная судебная
парламент ФС Правительство Конституцион.суд
СФ Министерства Верховный суд
ГД Высший арбитр.суд
система сдержек и противовесов, позволяющая свести к минимуму возможные ошибки в управлении, предотвратить возвышении одной ветви власти над другой
- выборный и сменяемый парламент
- наличие политических партий как связующего звена между обществом и государством
- легализация политического конфликта. Правящая партия отказывается от применения к оппозиции насилия, оппозиция не прибегает к насильственным методам борьбы за власть. Оппозиция- противодействующая господствующей силе в государстве.
- Терпимость к инакомыслию, общественное согласие
- соблюдение основных прав и свобод человека
- разнообразные формы собственности
- гласность
- политические свободы
- активная деятельность негосударственных общественных организаций как равноправных партнеров
Виды демократии:
- непосредственная- прямое выражение личностью своих интересов ( демонстрация)
- представительная или опосредованная — через представителей ( выборы)
Консенсусная демократия- принцип большинства отвергается как основной, право вето меньшинства на решения большинства, главным признается достижение консенсуса.
Проблемы демократии:
-система финансирования избирательной кампании
-существование цензов
-нет полного равенства
-избиратели не имеют права выбирать между кандидатами внутри ПП.
Правовое государство и гражданское общество
Иммануил Кант ввёл понятие гражданин.
Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основные права и свободы личности.
Признаки правового государства:
- политический суверенитет народа
- принцип разделения властей
- верховенство права ( равенство всех перед законом)
- соблюдение прав и свобод человека
- взаимная ответственность государства и личности
- высокая сознательность масс
- не карательные а правоохранительные органы
- предсказуемость принимаемых государством решений
- подчинение национальной правовой системы международному праву.
- плюрализм
Понятие гражданское общество развил Гегель.
Гражданское общество в широком смысле- совокупность всех неполитических отношений ( семейных, религиозных, экономических и прочих)
Гражданское общество- общество, автономное по отношению к государственной власти, выражающее частные интересы граждан, регулирующее и защищающее эти интересы.
Признаки гражданского общества:
- общественный контроль над деятельностью институтов публичной власти( медиаконтроль, оппозиция, общественная палата, которая осуществляет экспертизу нормативных документов)
- верховенство права
- разделение властей
- преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции между людьми и политическими силами.
- Частная собственность
- социально-ориентированная рыночная экономика
- плюрализм
- общественно политические институты, отражающие разнообразные интересы граждан
- право личности на самореализацию
- гражданский мир
- свобода личности
Политические партии
Политическая партия - политическая общественная организация, борющаяся за власть или за участие в осуществлении власти.
Признаки ПП:
- наличие организации ( оформленное членство, устав, руководящие органы). Партаппарат- организованная группа людей, для которых политическая деятельность является профессией.
- Носитель определенной идеологии.
- Наличие программы. Выдвигаются конкретные требования и обещания.
- Нацеленность на завоевание и осуществление власти
- наличие разветвленной сети местных организаций. По закону о ПП 2008 года партия должна объединять не менее 40 тысяч членов, иметь региональные отделения в субъектах РФ не менее 100 человек в половине регионов, участвовать в выборах не менее 5 лет.
- Защита интересов определенных слоев населения. Фракция- группа с программой, отличающейся от общей программы партии отдельными деталями.
- Наличие соцбазы и электората. Соцбаза- те слои общества, среди которых ПП пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают её на протяжении длительного времени. Электорат - избиратели, регулярно отдающие свои голоса данной ПП на выборах.
Функции ПП:
- политическая- овладение гос.властью
- представительская- выражение интересов определенных слоев населения
- рекруиторская - подготовка и выдвижение кадров для политических институтов
- электоральная - организация и участие в избирательных компаниях
- политической социализации - воспитание преданных членов, формирование политической культуры граждан
Структура ПП:
1 уровень- блок избирателей
2 уровень - официальная партийная организация- лидеры, партбюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, рядовые члены
3 уровень - ПП в системе правления -должностные лица в госаппарате.
Типы партий:
по организационному принципу( характеру членства)
- Кадровые - немногочисленны, свободное членство, опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту, деятельность только в период выборов ( демократическая, республиканская)
- Массовые
по идеологии
- консервативные
- либеральные
- коммунистические
- социал-демократические
- клерикальные
- националистические
по отношению к власти
- правящие
- оппозиционные
- легальные
-нелегальные
по типу членства
- открытые
- закрытые
по шкале политического спектра
- левые ( реформы, ликвидация частного сектора, соцзащита трудящихся, радикально-революционные методы)
- крайне левые ( коммунистические)
- центристские ( компромисс, сотрудничество)
- правые ( сильное государство, охрана собственности, стабильность- либералы и консерваторы)
- крайне правые ( фашистские)
по способу деятельности
- реформистские
- революционные
- консервативные
- реакционные
Партийно-политическая система- регулируемые государством и традициями страны отношения между партиями и политическими силами
- совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
Типы ППС:
- однопартийная
- двухпартийная
- многопартийная
Модифицированная двухпартийная система или 2,5 партийная система- третья сила, которая влияет на принятие политических решений ( Свободная Демократическая партия в Германии)
Политическое движение- добровольное формирование возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
Признаки:
- не стремятся к власти
- добровольное членство
- нет строгой иерархии
- выражают частные интересы граждан
Виды политических движений:
- за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека
- за новый экономический порядок ( антиглобалисты)
- экологические
- антивоенные
- против расовой и национальной дискриминации
- неприсоединения
- женские, молодежные, студенческие.
Современные политические партии:
Единая Россия. Путин.
КПРФ. Зюганов.
ЛДПР. Жириновский.
Патриоты России. Ген.Семигин.
Российская объединённая демократическая партия « Яблоко». Сер. Митрохин.
Справедливая Россия. Сер. Миронов.
Правое дело. Бор.Титов.
Тенденции в развитии современных партий:
- падает влияние традиционных, прежде всего коммунистических партий
- сближение программ отдельных партий ( социал-демократических и консерваторов)
- неустойчивость социальной базы ( один и тот же избиратель голосует за представителей разных ПП)
- с увеличением роста СМИ ПП утрачивают функции политической социализации масс ( большая часть избирателей узнает о ПП из СМИ или интернета)
- с ростом образования масс растет разочарование в ПП, многие предпочитают им общественные движения)
рост « универсальных ПП» ( не имеют идеологических ориентаций, обращаются ко всем избирателям, имеют общенационального лидера, который предлагает идеи согласия, баланса интересов различных социальных групп)
Человек в политической жизни
Моска. Создатель теории элит: власть у меньшинства всегда, в элиту входят люди, способные управлять другими.
Экономическая элита( владельцы корпораций, банков)
Военная ( генералитет)
Информационная ( владельцы СМИ, политические обозреватели)
Административная ( чиновники)
Научная ( ученые)
Политическая элита- группа, обладающая влиянием, престижем, непосредственно и систематически участвующая в принятии решений, связанных с государственной властью.
Группы давления- образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти.
Политический статус- место человека в политической системе общества (гражданин )
Политическая роль- функции, которые человек выполняет в соответствии со статусом ( избиратель, депутат). Могут быть стандартизированными ( поведение человека) и нестандартизированными ( девиантные отклонения).
Типы политических ролей:
- Рядовой член общества
- Человек, состоящий в общественной организации или движении
- Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации
- Профессиональный политик
- Политический лидер.
Особенности политического лидерства:
- постоянное влияние
- однонаправленность от лидера на объект
- охватывает все общество или большие группы
- опирается на авторитет лидера
- имеются многочисленные сторонники
- имеется формально-должностной статус
Функции политического лидера:
- интегративная- согласование интересов
- ориентационная- выработка политического курса
- инструментальная-определение способов и методов осуществления задач
- мобилизационная- инициирование изменений
- коммуникативная
- гарант справедливости, законности, порядка
Типы политических лидеров:
- общенациональный
- больших социальных групп
- общественной организации или движений
1. авторитарный
2. демократический
3. либеральный
- традиционный
- легальный
- харизматический
1. лидер-знаменосец ( Ленин)
2.лидер-служитель ( Брежнев)
3.лидер-торговец ( рейган)
4.Лидер-пожарный ( современные)
Политическое участие -действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Виды политического участия:
- автономное ( свободное и добровольное)
- мобилизованное ( принудительный характер -демонстрации в СССР)
- опосредованное( представительское)
- непосредственное( прямое)
1. активное
2. случайное( разовое)
3.политический наблюдатель
4.пассивное
5.аполитичное
Формы политического участия:
1. Выборы.
Избирательное право в широком смысле - совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов
Избирательное право в узком смысле - право граждан участвовать в выборах
Активное ИП- право граждан участвовать в выборах
Пассивное ИП - право граждан быть избранными
Избирательный процесс- комплекс действий в процессе выборов.
Основные принципы выборов:
- равенства
- всеобщности ( только возрастной ценз и ценз гражданства)
- прямые ( непосредственно голосует за депутата)
- тайное голосование
- на альтернативной основе
Этапы избирательной кампании:
- организационный. Назначение даты выборов.150-120 дней до начала голосования.
Составление списков избирателей, формирование избирательных округов, избирательных комиссий. Состав округов утверждается не позднее, чем за 100 дней до голосования.
- Выдвижение и регистрация кандидатов. 85-55 дней до голосования.
- Проведение предвыборной агитации. Запрещается проводить органам госвласти, органам местного самоуправления, воинским частям, религиозным объединениям, избирательным комиссиям.
- Голосование. Подсчет голосов и подведение итогов выборов. Результаты устанавливаются ЦИК не позднее 2 недель и публикуются в течение 3 недель со дня голосования. Выборы считаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 50% избирателей.
Типы избирательных систем:
1. Мажоритарная.
-абсолютного большинства - избранным считается кандидат, набравший 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.
-относительного большинства - победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. США.
Достоинства:
Проводится по одномандатным округам. Прямая ответственность избранного перед избирателями. Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте.
Недостатки:
Получившие незначительное меньшинство, не могут быть представлены во властных структурах. Повторное голосование.
2. Пропорциональная.
Каждая партия получает в парламенте число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Выборы в ГД.7 % барьер.
Достоинства: представляет широкий спектр ПП. Гарант представительства в парламенте мелких и средних партий.
Недостатки: избранные ответственны не столько перед избирателями, сколько перед партией. Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве ему не известны. Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.
Мажоритарно-пропорциональная ( смешанная). Выборы в ГД с 1993 по 2006.
Абсентеизм- уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом от участия в выборах и референдумах.
Причины абсентеизма:
- недоверие, разочарование в политике проводимой органами власти
- низкий авторитет представительных органов
- отсутствие электоральной культуры
Кооптация- пополнение какого-либо выборного органа новыми членами без обращения к избирателям
Императивный мандат- смещение и отзыв избранных депутатов
Свободный мандат- невозможность отзыва депутата до истечения срока полномочий.
Референдум -всенародное голосование по какому-либо важному вопросу.( принятие Конституции). Решение считается принятым, если за него высказались большинство избирателей: 50% + 1 голос или квалифицированное большинство- 2/3 от принявших участие в голосовании. Инициатива в проведении референдума может принадлежать главе государства, правительства, общественным организациям. Может быть на общегосударственном уровне или в местном масштабе. Если референдум признан состоявшимся, то его решение имеет законную силу. Плебесцит -опрос граждан по какому-либо вопросу. Итоги не обязательны для органов власти.
На референдуме не могут обсуждаться вопросы:
- об изменении статуса субъекта РФ
-о досрочном прекращении или продлении срока полномочий президента, государственной думы, федерального собрания
-об избрании людей, замещающих государственные должности
-о персональном составе федеральных органов
-о федеральном бюджете
-о федеральных налогах
-о чрезвычайных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения
-об амнистии и помиловании
- Обращение граждан во властные структуры. Заявление, жалоба, предложение, ходатайство. Петиция- коллективное письменное обращение граждан к органам власти с просьбой или требованием предпринять шаги по решению вопросов, которые авторы считают наиболее важными.
- Лоббизм- использование легальных приемов влияния на структуры государственной власти с целью добиться от них принятия решений, выгодных отдельным социальным группам или организациям. Лобби (в пер. с англ) -кулуары.
- 5. Направление проектов и предложений по принятию нормативных актов.
- 6. Политическая активность в качестве члена партии, движения.
- 7. Прямые действия( демонстрации, митинги, пикетирование).
Митинг- собрание единомышленников, доступное для всех желающих.
Демонстрация- движение по проезжей части с плакатами, призывами через громкоговорители.
Пикетирование - коллективное выступление с плакатами, на которых отражена позиция и требования( у здания парламента, правительства, военной базы).
Конституция
Конституция( лат)- установление, устройство.
Конституция - основной закон государства.
-обладает высшей юридической силой
-все остальные законы должны ей соответствовать
-особый порядок принятия и пересмотра
-действует на территории всей страны
Конституционное право- отрасль права, которая закрепляет основы государственного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.
Регулирует
- основы конституционного строя
- принципы организации и порядок функционирования органов власти
- правовое положение граждан и их взаимоотношение с государством
Виды конституций:
по порядку принятия
- октроированные - дарованы народу монархом
- легитимные - принятые законодательным органом или на референдуме
по порядку изменения
- гибкие - могут меняться в том же порядке, что и обычные законы
- жесткие - сложный порядок изменения
по форме
- писаные - единый основной закон с внутренней структурой
- неписаные -несколько законодательных актов, закрепляющих основы государственной власти, права и свободы ( Израиль)
1918, 1924, 1936, 1977, 1993
Принята на всенародном референдуме в 1993.
Конституция основывается на международном праве.
Международное право-совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами.
Возникло после 2 мировой войны, как ответ стран на ужасы войны, с целью помочь восстановить права и свободы человека, установить дружеские отношения между народами.
Основные международные документы о правах человека:
- Всеобщая декларация прав человека. ООН.1948
- Международный пакт о гражданских и политических првах.1966.
- Международный пакт о социальных и культурных правах.1966.
- Декларация о правах ребенка. 1959
- Конвенция о правах ребенка. 1989. Ребенком считается человек до 18 лет. Для детей особый документ так как они считаются социально незащищенными.
- Конвенция о политических правах женщин. 1952.
- Конвенция о ликвидации форм расовой дискриминации.1969.
Декларация - предусмотренное законом объявление, уведомление.
Конвенция - международный договор на уровне правительств стран.
Конвенция является обязательным документом.
Международное гуманитарное право- правовые нормы, защищающие права человека в условиях вооруженных конфликтов.
Участниками международного гуманитарного права являются военнопленные, раненые, мирное население, партизаны, журналисты.
Создатель МГП- Анри Дюнан.
Комбатант – взятый в плен участник боевых действий
Международные организации, уполномоченные рассматривать вопросы о нарушении прав человека:
- Генеральная ассамблея ООН
-Комиссия по правам человека при экономическом и социальном совете ООН ( ЭКОСОС)
-Комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО
-Европейский суд по правам человека
-Комитет министров Совета Европы
-Комиссар Совета Европы по правам человека
-Наблюдатели ОБСЕ
1 глава. Основы Конституционного строя.
Статьи 1.2.3.5.7.8.10.13.14
2 глава. Права и свободы человека и гражданина.
Правовой статус - права человека, выраженные в правовых актах, которые характеризуют его положение в обществе.
Включает в себя права, свободы, обязанности.
Право-охраняемая и обеспечиваемая государством возможность что-либо сделать.
Свобода-отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-либо
Обязанность-действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.
Виды прав:
- социально-экономические - позволяют человеку обеспечить достойное существование ( статьи 34-42)
- политические - выполнение определенных функций в обществе ( статьи 29-33). Организатором публичного мероприятия могут быть граждане, ПП, общественные объединения, достигшие 18 лет. Уведомление о проведении в исполнительные или местные органы власти не раньще 15 и не позднее 10 дней. Публичное мероприятие не может начинаться раньше 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов.
- Гражданские - почувствовать принадлежность к определенному государству ( статьи 19.61.62.63.)
- Личные - защищают от вмешательства в частную жизнь( статьи 20-28)
- Культурные - позволяют пользоваться достижениями цивилизации ( статьи 43-44)
Обязанности: статьи 38.44.57-59.
3глава. Федеративное устройство.
83 субъекта федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.
Субъекты:
- административно-территориальные (названы географическими обозначениями)
- национально-территориальные (названы именами народов)
статьи 65.68.70.71.72.75.
Принципы федерализма:
- государственная целостность
- равенство и самоопределение народов
- единство системы государственной власти
- верховенство федерального права
- разграничение полномочий между Федерацией и её субъектами
- равенство субъектов РФ
4 глава. Президент РФ.
Статьи 80.81.83-90.92.93.
5 глава. Федеральное Собрание.
Статьи 94-109.
Стадии законотворческого процесса:
- законодательная инициатива
- подготовка законопроекта и его обсуждение в Государственной Думе
- принятие закона Государственной Думой
- принятие закона в Совете Федерации
- подписание закона Президентом, обнародование.
3 чтения в ГД:
- принципиальные положения
- частности
- решается вопрос о принятии или непринятии закона
6 глава. Правительство РФ.
Статьи 110.111.114.115.117.
7 глава. Судебная власть.
Статьи 118-123.125-129.
8 глава. Местное самоуправление.
Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, истории и иных местных традиций. Не входит в органы государственной власти.
Функции МС:
- связующее звено между населением и государственными структурами
- позволяет реализовать региональные и федеральные программы на местном уровне
- позволяет реализовать населению свои гражданские права и свободы
- средство решения социальных проблем
- управление муниципальной собственностью
- охрана общественного порядка
Отличие органов МС:
- подзаконная власть
- ограниченный круг дел
- самостоятельный источник финансирования
- ограниченная территория
- выборный принцип
Самоуправляющиеся территориальные единицы называют муниципальные образования.
Статьи 130.132.
Виды муниципальных образований:
- сельское поселение
- городское поселение
- муниципальный район
- городской округ
- внутригородская территория города федерального значения
9 глава. Конституционные поправки и пересмотр.
Статья 134.
Политическая культура
Политическая культура включает в себя политические знания, ценностные ориентации, способы практических политических действий.
Политическая культура-совокупность норм и ценностей, разделяемых большинством граждан, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.
Типы политической культуры:
- Патриархальный. Отношение к политике основано на ценностях социальной группы, человек мало восприимчив к глобальной пол.культуре, не выполняет конкретных политических ролей.
- Подданический. Человек ориентируется на официальные гос.ценности, ожидает от политической системы либо наказания, либо предоставления благ. Относится к политической жизни пассивно.
- Активистский. Человек хорошо знаком с гос.органами власти .Стремится влиять на политику с помощью законных средств. Активно участвует в политических процессах.
Субъекты формирования полит.культуры:
- СМИ
- церковь
- государство
- семья
- ПП, общественные организации
- армия
- образовательные учреждения
Функции полит.культуры:
- индентификационная ( стремление определить свои способы участия)
- ориентационная ( понимание возможностей по реализации прав и свобод в конкретной полит.системе)
- адаптационная (приспособление к изменяющейся полит.жизни)
- социализации ( обретение определенных навыков, позволяющих реализовать свои права)
- интегрирующая ( возможность различных групп сосуществоватьв рамках определенной полит.системы)
- коммуникативная ( взаимодействие на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов и др)
Политическое поведение- совокупность сознательных действий, направленных на достижение социально-значимых целей.
Виды политического поведения:
- конструктивное
- деструктивное
- индивидуальное
- групповое
- массовое. Лебон. Теория толпы в которой человек превращается в варвара. Экстремизм- приверженность в политике к крайним взглядам и мерам. Популизм- деятельность, цель которой обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов.
- организованное
- стихийное.
Политическое сознание- мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого процесса и собственной роли в нём.
Виды политического сознания:
- обыденное
- идеолого-теоретическое. Является основой идеологии.
Политическая идеология- система идей, взглядов на политическую жизнь, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики.
Современные идеологии:
- Либеральная. Основоположник Локк. Главная ценность- свобода личности. Невмешательство государства в личную жизнь. Частная собственность. Разделение властей. Демократия и правовое государство. Равенство перед законом. Свобода мысли и слова. Индивидуализм.
- Консервативная. Главная ценность-незыблемость существующих порядков, традиционализм, стабильность. Естественное неравенство. Сильная государственная власть. Интересы государства ценятся больше чем интересы индивида. Важная роль семьи, религии, морали. Частная собственность.
- Социал-демократическая. Путь к социализму через реформы. Свобода, справедливость, солидарность. Парламентская демократия, гарантии прав личности. Улучшение состояния окружающей среды. Перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных.
- Коммунистическая. Общество справедливого равенства без частной собственности. Распределение по способностям. Коллективные начала. Отмирание государства. Революция.
- Фашистская. Идеи расового неравенства. Отношение к национальным меньшинствам как к внутренним врагам. Принцип фюрерства. Личностное начало вторично по сравнению с расово-этническим. Сильная диктаторская власть. Милитаризм. Милитаризм -гос.политика, оправдывающая наращивание военной мощи и использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.
Роль идеологии:
- образовательно-воспитательная ( овладение массовым сознанием, конструирование групповых ценностей)
- пропагандистская ( создание позитивного образа проводимой политической линии)
- интегрирующая
- мобилизационная ( стимулирование действий граждан на выполнение поставленных задач)
Средством распространения идеологии является пропаганда.
Пропаганда- вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений, закрепление в сознании граждан определенных ценностей.
Манипулирование- управление политическим сознанием с целью побуждения граждан действовать или бездействовать вопреки собственным интересам.