Культура Культура ( лат) — возделывание, культивирование почвы. Культура- все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты. Культура в узком смысле - степень воспитанности человека. Элементы культуры: 1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства) 2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения) Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных( футбол- болельщики, символика, чемпионаты). Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое ( творчество Пушкина) Культурные универсалии- нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества ( мировая мода). Функции культуры:
Пути развития культуры:
а) вертикальное- передача культурных ценностей от поколения к поколению ( евклидова геометрия-геометрия Лобачевского) б) горизонтальное — наследование целого художественного произведения( сонеты Шекспира в 19 и 21 веке)
Формы культуры:
Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты « массового человека»: -рост жизненных запросов -врождённая неблагодарность -плывёт по течению
Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт - соединение элитарной и массовой культуры ( Бах в современной обработке)
Доминирующая культура- совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов ( типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д. ) Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной. Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу. Афроизм( негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру. Диалог культур( Бахтин)- взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов. Разновидности культуры:
Мораль Мораль ( лат) – нравственный, относящийся к характеру. Мораль- совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле. Этика- наука о морали. Признаки морали:
Функции морали:
Моральная система включает в себя: - моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества - моральные ценности Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Существует 7 фундаментальных ценностей:
Основные категории морали:
Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.
Золотое правило морали Канта ( категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.
Нравственность- степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни. Этапы нравственного поведения:
Духовность-обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу. Альтруизм- бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. « Живи для других».
Мировоззрение Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично. Роль мировоззрения:
Исторические типы мировоззрения:
Формы мировоззрения:
Уровни мировоззрения:
Типы мировоззрения:
- человек, как часть природы ответственен за её сохранность - бережное отношение к человеческой жизни - физическое и нравственное здоровье человека - признание равноправия различных мировоззрений - достоинство личности - созидательный труд на благо общества - доброжелательные отношения между людьми
Наука и образование
Наука - особая система знаний - система специфических организаций с работающими в них людьми ( НИИ) - особый вид деятельности, система научных исследований. Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Функции науки:
-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития -управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов) - определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества
Классификация наук: по предмету познания
по удалённости от практики 1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику 2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем Этические нормы науки:
Черты современной науки: - всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом - незавершённость - дифференцированность- различные направления и школы - интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ Инновация- нововведение. Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства. Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния. Функции образования:
Обязательным является полное среднее образование. Основные направления в развитии образования:
Тенденции в развитии образования: - должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры - переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями) - развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования - возрастание роли образования в формировании гражданской позиции - повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования: Общее образование -дошкольное -начальное -основное общее -среднее (полное) общее -дополнительное Профессиональное образование -начальное -среднее ( лицей) -высшее ( колледж) а) бакалавриат б) магистратура
Искусство.
Искусство в широком смысле- художественное творчество в целом Искусство в узком смысле- изобразительное искусство( живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах. Эстетика- наука о красоте. Платон- « искусство- подражание миру чувственных предметов, тень теней». Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями. Особенности искусства:
Функции искусства:
Вид искусства - конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале ( литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство). Виды видов искусства:
1. пространственное- пластичное- архитектура, фото, скульптура 2. временное- динамичное- литература, музыка
Жанр искусства - специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом( эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке). Подлинность произведений искусства определяют только специалисты и культурно подготовленная публика.
Религия Религия- вера в сверхъестественные силы и поклонение им. Возникает так как человек был не в состоянии объяснить явления природы и действительности. Роль религии в жизни общества: «+»
«-»
Конфессиональный - религиозный В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм. Тотемизм ( Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема. Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства. Анимизм ( Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов. Спиритизм - общение с духами. Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями. Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром. Виды религий: по количеству богов
по решению проблем спасения
по степени легализации
по степени распространения
Вебер : бюрократ-конфуцианство, маг-индуизм,монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство. Особенности мировых религий:
Буддизм. Возник в 6 веке до н.э. В Индии. В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца. Похоронную процессию, погружённого в раздумия аскета. Дерево бодха - древо познания. Будда - просветлённый. Смысл буддизма:
Танха -желание. -жажда чувственных удовольствий -жажда процветания -жажда к уничтожению
Заповеди буддизма:
Реинкарнация - учение о перерождении душ. Священная книга - Типитака ( 3 корзины) Направления буддизма:
Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.
Христианство. Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи. В основе легенда о великом мессии Христе. 1054- разделение на православие и католицизм. 16 век, реформация в германии, появление протестантизма. Православие - правильное учение. - идея центризма - Бог- центр мироздания - идея творения - идея откровения ( любое знание - божественное) - идея грехопадения - идея конца света и страшного суда - идея спасения и воскресения для вечной жизни - 10 заповедей - священная книга- Библия Ветхий завет ( история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа) Новый завет( предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие -благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна. Католицизм- всемирная. - догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание - дух-эманация - производная Бога-отца - учение о чистилище - централизованность церковной организации - безошибочность папы в вопросах веры и нравственности - нерасторжимость таинства брака - целибат-безбрачие духовенства - крестное знамение слева направо - богослужение на латыни - крещение через возлияние воды на голову Протестантизм - публично доказывающий. - спасение личной верой - священство всех верующих - исключительный авторитет Библии - церковь не посредник между Богом и людьми - молитвенные дома без пышности - из таинств только крещение и причастие Основные формы протестантизма:
Ислам- предание себя Богу, покорность. Возник в 7 в. на Аравийском полуострове. В основе легенда о пророке Мухаммеде. Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления. Заповеди ислама:
Мюридизм - воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных. Теократическое государство - государство в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти. Священная книга- Коран. Сура-глава. Шариат- система мусульманского права. Течения ислама: - суннизм- власть не в руках потомков пророка - шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов Типы религиозных организаций:
- магия ( колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы -умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу. Депривация- положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.
Локальные религии. Конфуцианство. Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо».Идеал совершенного человека- цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга. Даосизм. Китай. Дао-путь. Человек- посредник, « передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь - темное, Ян -светлое. Иудаизм. Палестина. Бог Яхве. Зороастризм. Иран. Культ огня и чистоты. Синтоизм. Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы. Индуизм. Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный. Ясперс- теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада. |
|
© stupinaOA |