Человек. Индивид. Личность Человек - биопсихосоциальное существо. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества. - всякий, любой - один из нас Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей. В понятие индивидуальность включается : интеллект, характер, темперамент, социальные отличия. Интеллект. Задатки - природные предпосылки способностей ( свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности. Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные. Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости. Гениальность - высшая степень развития таланта. Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни. На него оказывают влияние: - наследственность - социальная среда - самовоспитание Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства. Темперамент не меняется в течение жизни. Виды темперамента: ( Гиппократ)
Личность- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Аномальная ( патологическая) личность. Асоциальная личность. Три подхода к трактовке личности:
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. Факторы, влияющие на формирование личности:
Личность - имеет активную жизненную позицию - имеет систему ценностей - воздействует на развитие других людей. Этапы становления личности:
Типы личности:
Черты личности:
а) направленность - общественная -эгоистическая -деловая ( художник рисует картину так как ему нравится сам процесс) б)жизненные установки -когнитивные ( знания) -эмоциональные -поведенческие ( готовность к осуществлению деятельности) в) убеждения
а) поведение б) настроение в) эмоции г) жизненный опыт Смысл жизни - наиболее ценное, высшая цель жизни, которой должны быть подчинены частные цели. - здоровье - самореализация - материальная обеспеченность - социальный статус - личностные отношения Концепции смысла жизни:
Фрустация- безразличие, подавленность, связанные с препятствиями к достижению цели.
Мышление. Сознание
Психика- совокупность душевных процессов и явлений ( память, воля и пр.). Память- процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование. Воля - сознательное стремление к осуществлению чего-либо. Мышление - обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними. Роль мышления:
Виды мышления:
1. теоретическое ( познание мира) 2. практическое ( постановка целей, выработка планов)
Сознание - высшая, присущая только человеку и связанная речью функция мозга, целенаправленное и обобщенное отражение действительности. Первым исследовал структуру сознания Фрейд. Он выделил:
Либидо- сексуальный или половой инстинкт. Сублимация- переключение либидо на другую деятельность. Свойства сознания:
Бессознательное - совокупность психических процессов, функций, операций, представленных в структуре сознания. Бессознательное : - не отделяет себя от объекта - не обладает механизмом психических связей -не производятся причинно-следственные связи -проявляется в простых психических реакциях. Виды бессознательного:
Инстинкт - целесообразное поведение без осознания цели, ситуация при которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого. Рефлекс- реакция, не поддающаяся сознательному контролю, бессознательный ответ организма на раздражение.
Стереотип - принятый в обществе образец.
Юнг различал личное ( детские впечатления) и коллективное ( мифы, фольклор, сновидения) бессознательное.
Человек и природа Человек -биопсихосоциальное существо. Платон- « человек -двуногое без перьев животное» Протагор- « человек - есть мера всех вещей» Лосев- « человек есть постоянная проблема для самого себя» Антропогенез- появление человека. Теории антропогенеза:
Сходства человека с животными:
Отличие человека от животных:
Феральные люди- существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Социогенез - процесс становления общества. Факторы социогенеза:
Социогенез- 40 тыс лет назад с появлением человека разумного. Природа в широком смысле -весь мир во всем многообразии. Природа в узком смысле - естественные условия существования человеческого общества. Человек и природа- взаимосвязаны. Роль природы: «+»
«-»
Детерминизм- учение о предопределённости общества природными факторами. Основатель Монтескье. Антропоморфизм-система верований и обрядов, связанных с убеждением в кровном родстве человека и природы. Роль человека: «+»
«-»
Тойнби сформулировал « теорию вызова-ответа»: природная среда самим фактом своего существования посылает вызов человеку, который создает искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней. Глобальные проблемы - совокупность социоприродных проблем от решения которых зависит развитие человечества и сохранение цивилизации. Причины проблем:
Особенности:
Виды проблем:
- войны и мира - север-юг ( развитые и развивающиеся страны)
- экологические - энергетические - продовольственные - освоение космоса и мирового океана
- демографические. Мальтус- человеческое население растёт быстрее чем возможность обеспечить его продовольствием ( мальтузианство) -терроризм -здравоохранения -бездуховности Алармизм - учение, утверждающее, что развитие общества приведет к полному разрушению природной среды и гибели человечества. Основные направления разрешения глобальных проблем:
Общество Страна- территория, имеющая определённые границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. Узкое значение: - определённая группа людей - этап развития общества - совместная деятельность - всё человечество в целом - определенная страна Широкое значение: - часть материального мира - динамичная система - совокупность способов взаимодействия и объединения Общее с природой. - эволюция. Эволюция ( лат) — развёртывание. Эволюция - медленное постепенное изменение предшествовавшего состояния. - определенные законы развития Различие: природа- стихийна, долговечна, нет направленности развития общество - первичный элемент — человек, который обладает разумом, недолговечно, преобразует мир и природу, направленность развития. Признаки общества ( Шилз):
Сферы общественной жизни ( подсистемы):
Общество - сложная динамическая система: - единая - взаимосвязь элементов - способность к развитию
Элементы общества: 1. материальное производство
Общественные отношения- относительно устойчивые отношения, затрагивающие важные стороны общественной жизни. Не все отношения являются общественными ( когда спрашивают как пройти к метро). Это могут быть отношения между индивидами и социальными группами.
Виды социальных институтов: - семья - удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода - производство - в добывании средств существования - государство - в безопасности и социальном порядке - образование - в передаче знаний, подготовке кадров. Социализации - религия - в решении духовных проблем
Типология обществ: по наличию письменности
по степени социальной дифференциации
по способу добывания средств существования
по способу производства и формам собственности( Маркс)
синтетическая модель Даниеля Белла
Три исторических типа общества
Законы развития общества:
закон неравномерного развития отдельных народов Законы развития общества:
закон неравномерного развития отдельных народов Пути развития общества:
Впервые выдвинул теорию прогресса Тюрго. Критерии прогресса: Тюрго, Кондорсе-разум Гегель-свобода Шеллинг-приближение к правовому государству Маркс-развитие производства Утописты -нравственное развитие Виды прогресса:
Постепенные сверху частичные не во всех сферах Виды реформ: 1. экономические 2. политические 3. социальные 4. духовные 1. прогрессивные 2. регрессивные
Скачкообразные снизу полное все сферы Виды революций: 1. кратковременные 2. долговременные ( промышленный переворот, неолитическая революция) Маркс « революция- локомотив истории» Минусы революции: - не все изменения отвечают интересам широких слоев - утверждение диктатуры - зачастую связаны с гражданской войной Поппер -прогрессирует не общество, а только отдельный человек Универсальный критерий- развитие техники+возможность самореализации человека в различных сферах деятельности( гуманизм) 2. Регресс- движение от лучшего к худшему.
Гесиод « тезис о золотом веке» : золотой, серебряный, медный, бронзовый, железный со злом, алчностью, корыстью, отсутствием справедливости. Доказательства регресса: - проблема перенаселения - экология - убывающее плодородие почвы - радиационная опасность - падение нравственности - рост заболеваний В целом общество развивается по пути прогресса.
Модернизация( англ) - осовременивание. Модернизация- изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Виды модернизации:
Глобализация - исторический процесс сближения народов, превращающий человечество в единую систему. Факторы глобализации:
Опасности глобализации: - унификация национальных культур - неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития -глобальные проблемы.
Цивилизация и формация.
Различают 2 подхода к изучению истории: - стадиально-поступательный ( формационный) — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии. Вико:
Фергюсон, Энгельс, Морган
Смит, Тюрго
Маркс см. философия Тоффлер ( волны)
Ростоу ( стадии роста)
Плюсы подхода:
Минусы подхода:
- цивилизационный- каждая цивилизация воспринимается как уникальная и неповторимая
Тойнби- замкнутые цивилизации проходят определенный кругооборот, а затем исчезают с исторической арены; для цивилизации характерны духовные традиции и географические рамки. Цивилизация- синоним культуры. Данилевский- первичные( нет ведущего начала - египетская), односновные ( 1 выраженное начало - еврейская, религия),2хосновные ( европа - политика, культура),объединительная ( славянская). « Россия и Европа». Хантингтон - цивилизации различаются по религии, языку, истории, традициям; отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как невозможно примирить ценности и убеждения. Выделил волны демократизации:
Цивилизация ( лат)- государственный, гражданский. Цивилизация: - определенная стадия в локальном развитии культур ( Шпенглер) - ступень исторического развития ( Морган, Тоффлер) - синоним культуры ( Тойнби) - ступень развития региона или этноса Цивилизация- устойчивая социально-культурная система, которая характеризуется общностью экономических, политических, социальных отношений, географическими рамками, системой ценностей. Признаки цивилизации:
Критерии развития цивилизации:
Главное свойство- менталитет. Менталитет- образ мышления, мировоззрение, присущее индивиду или социальной группе. Шпенглер- противопоставлял культуру и цивилизацию, считал, что смерть культуры начинается с возникновения цивилизации. « Закат Европы».
Плюсы подхода:
Минусы подхода:
Исторический процесс и его участники Исторический процесс - последовательная череда сменяющих друг друга событий в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Социальное развитие - изменения, которые приводят к качественным сдвигам в развитии общества. Формы социальных изменений: - эволюция - реформа - революция Типы социальной динамики: - линейное - циклическое - спиралевидное Субъект исторического процесса - участник ист.процесса, который осознает свое место в обществе, имеет социально-значимые цели. Народные массы - соцобщности, сложившиеся на определенной территории, имеющие единый менталитет и культуру, сообща создающие материальные и духовные ценности. Роль народных масс в истории:
Маркс- народ- творец истории Ключевский - этнографическое и этническое содержание, единство судеб Герцен-консерватор по инстинкту Бердяев - не может иметь демократических убеждений Ортега-и-Гасет -масса людей без особых достоинств Ясперс -осознает себя в культуре, отличал народ от толпы Элита - наиболее активные люди, имеющие в обществе высокий статус, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массами. Историческая личность- личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий. Роль личности в истории. Личность оказывает влияние на историю, деятельность ист.деятеля моет быть оценена с учетом особенности событий эпохи, его морального выбора. Объект истории - историческая действительность. Свобода- самостоятельность социальных субъектов, выражающая их способность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. Фаталисты - отрицают свободу, считая, что жизнь человека связана с судьбой и роком ( Лютер) Волюнтаристы - человек пользуется неограниченной свободой и может изменять законы природы и общества. Притча о Буридановом осле. Марксисты называют свободу осознанной необходимостью. Необходимость- объективно данные индивиду условия существования. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Полная свобода ведёт к полному произволу в отношении других людей. Границы свободы:
Критерий свободы - возможность самореализации человека в различных сферах деятельности. Социальные условия реализации свободы:
Ответственность- вид взаимодействия между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Во Всеобщей Декларации прав человека указано, что человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить уважение и признание прав других людей.
Деятельность Деятельность- форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Субъект- тот, кто осуществляет деятельность Объект Субъект и объект могут совпадать. Структура деятельности:
Виды действий по Веберу: 1. целерациональные - в основе продуманная цель 2. ценностнорациональные - принципы и убеждения 3. аффективные - эмоциональное состояние 4. традиционные -привычка
Мотив- побуждение к деятельности. Мотивами деятельности являются:
2. Социальные установки - предрасположенность действовать определенным образом( семьянин) 3. Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы, принципы 4. Интерес- отношение человека к предметам и явлениям действительности.
Общение
Общение- процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Общение и деятельность? Общение как способ передачи информации. Коммуникация- односторонний процесс передачи информации ( телеграмма) Общение как взаимодействие. Виды общения: по средствам
По субъектам
Участники общения:
1. мобильный ( легко переключается с темы, отвлекается, множество идей) 2. ригидный ( основателен, вдумчив)
Формы общения:
Общение как понимание. Механизмы социальной перцепции- способы, посредством которых люди воспринимают, понимают и оценивают друг друга. Виды механизмов:
Формы эмпатии: - повторение ( плач 1 ребенка в ответ на плач другого) -переживание -сопереживание ( откликнуться на чувство другого)
- личностная ( причина конкретный человек-ваза упала, т.к. плохо поставил) - обстоятельственная- ваза упала, т.к. был ветер) - стимульная ( причина-предмет, ваза упала т.к. плохо стояла)
Виды стереотипов: - идолы рода- под влиянием общественного мнения ( Петросян-жизнерадостный человек) - идолы пещеры- под влиянием общения ( эффект края) - идолы рынка- под давлением авторитетов ( фальсификация истории) Роль общения в жизни общества:
|
|
© stupinaOA |