Познание
Знание в узком смысле - любого рода информация. Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация. Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности. Бэкон « Знание-сила». Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Гносеология- учение о познании. Онтология- учение о бытие. Бытие- мир вокруг нас. Субъект познания - познающий человек Объект Субъект и объект могут совпадать. Познание может быть произвольным ( ожог) и организованным. Виды познания :
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние. Формы чувственного познания :
Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт - эмпирики ( Беркли, Юм, Бэкон, Мах). Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания ( Локк, Кандильяк) Особенности чувственного познания: - отражает только признаки предметов - пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное) - нельзя постичь сущности предметов и их свойств
Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение Формы рационального познания:
- индукция - от частного к общему - дедукция - от общего к частному -аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах Ученые, считающие основным источником знаний разум - рационалисты ( Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Особенности рационального познания: - имеет обобщенный характер - носит абстрактный характер - активно и целенаправленно - связано с речью Цель познания - истина. Ложь - преднамеренное искажение действительности. Заблуждение Истина- знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Признаки истины:
Виды истины:
Критерий истины- практика. Формы практики:
Функции практики:
Пути познания:
а) мифологический б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание. в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь - не трогай) д) художественно-образный
Паранаука - околонаучное знание Особенности научного познания:
Уровни научного познания: 1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений ( закон Ома) 2.теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Энштейна) Методы научного познания:
Направления в развитии научных знаний:
Социальное познание
Социальное познание- познание общества. Особенности социального познания:
Принципы социального познания:
Факт- событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях. Виды социальных фактов:
- материальные ( пирамиды) - духовные
Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать. Интерпритация - толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо. Подведение под понятие ( революция, 1917, Россия, краткий смысл)------ причины, повод, итоги----------сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире-------оценка. Оценка- одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей. Оценка факта зависит: - от свойств самого изучаемого объекта - от соотнесения с другим аналогичным или идеалом - от интересов изучающего и тех общностей, к которым он принадлежит.
Самопознание Самопознание- процесс познания человеком самого себя. Самосознание- определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой. Этапы самосознания:
Самооценка- эмоциональное отношение человека к самому себе. Самооценка зависит:
- соотношение себя с идеалом; успех: притязания -отношение к своим успехам и неудачам
Виды самооценки:
Я - концепция- итог размышлений человека о самом себе. Состоит из Я - образов. Я - образ- представление человека о самом себе - Я - открытое ( я знаю, все знают) - Я - закрытое ( я знаю, другие не знают) - Я - слепое ( другие знают, я не знаю) - Я - непознанное ( никто не знает) Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.
Философские воззрения на мир Способы познания мира:
Миф ( греч)- сказание, предание -о богах -о героях - о конце света. Эсхатология- учение о конце света. -о происхождении человека и мира Особенности мифологического сознания: - воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов - в причинах явлений видели действие целенаправленных сил ( Бог, сглаз) -восприятие времени через периоды жизни человека -восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил 2. религиозный 3. философский 4. научный Философия ( греч) — любовь к мудрости Философия- наука о наиболее общих закономерностях природы и общества. Основной вопрос философии: 1.что первично -бытие или мышление, природа или сознание. Материалисты - первично бытие Материя - объективная реальность, данная нам в ощущениях. Формы материи: -вещественная -полевая( электричество) Идеалисты - первично сознание а) объективные - природа- порождение мирового сознания, мирового духа ( Платон, Гегель) б) субъективные -первичны человеческие ощущения ( Беркли)
Когнитивные оптимисты - да Агностики -нет ( Кант) Релятивизм- признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. Скептицизм – учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Античные философы. Платон. Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития ( Атлантида). Плохие формы правления тимократия, демократия, олигархия, тирания. Тимократия- форма правления при котором власть принадлежит честолюбцам. Идеал - аристократическое государство. Идеальное государство справедливого неравенства: - философы ( мудрые) - воины ( храбрые) - крестьяне и ремесленники( умеренные, производители благ)
Аристотель. « Платон мне друг, но истина дороже» Ввёл понятия демократия и гражданин. Называл правильными формами правления: монархию, аристократию ( власть нескольких лучших), демократию Неправильные формы правления: тирания ( выгоды одного), олигархия ( выгоды состоятельных граждан), охлократия ( власть толпы). Меринтократия- власть, основанная на заслугах. Идеальное государство справедливого неравенства: - богатые ( плутократия- приобретают состояние противоестественным способом) - средние слои - бедные-граждане второй категории Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития. Сократ. « Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя». Цицерон. Ввел понятие индивид. Сторонник республики. Эпикур. Смысл жизни- в получении удовольствия. Причина страданий- страсти, страх. Результат правильной жизни- атараксия- невозмутимый покой души. Последователь- Гассенди. Средневековые философы. Теология- средневековая философия, основанная на богословии. Августин Аврелий. Теория гармонии веры и разума: есть вещи, которые можно познать с помощью разума, а есть с помощью веры. « Без веры нет знания, нет истины». « Верую, чтобы понимать». « О Божьем граде и граде земном». Фома Аквинский. Схоластик. Схоластика - средневековая философия, основанная на богословии. Вера не должна противоречить разуму, они разными путями ведут к познанию Бога. Предпочтение отдавал вере. Философы нового времени. Бэкон. Представитель рационализма. « Разум не есть вера» Декарт- представитель рационализма. « Я мыслю, следовательно, я существую». Оккам- реальность Бога нельзя установить логикой, единственный путь познания -вера. Гоббс. Основной труд- « Левиафан». Основатель теории общественного договора: люди от рождения наделены естественными правами на жизнь, свободу, частную собственность. Со временем началась « война всех против всех», люди отдали часть своих прав в обмен на защиту со стороны государства. Сторонник абсолютной монархии. Локк. « 2 трактата об управлении государством». Разделил власть на законодательную и исполнительную. Основатель либерализма. Монтескье. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основоположник детерминизма. Последователь - Ратцель. Макиавелли. « Государь». За стабильное государство, где монарх стоит выше морали и права, сам устанавливает законы. Политика не должна основываться на морали, « цель оправдывает средства». Макиавелизм - политика, основанная на культе насилия и безнравственности. Вольтер. Просветитель. Считал, что человек должен стремиться не к загробной жизни, а к достойной жизни в реальном мире. « Раздавите гадину!» ( о церкви). За политическое равенство перед законом и правом. Разум - основной критерий прогресса. Руссо. « Новая Элоиза», « Эмиль». Пытался объяснить причины появления общественного договора: естественное неравенство ведет к имущественному, имущественное неравенство привело к разделению общества на управляющих и управляемых, выдвинул лозунг « Назад к природе». Смит. В основе общества лежит разделение труда, труд- главный источник богатства. 3 условия процветания государства: -частная собственность -невмешательство государства в экономику -свобода для предпринимательства 3 основных класса, которые различал по источникам дохода: -буржуазия-прибыль -земельные собственники -рента -рабочие -зарплата Основа поступков человека- эгоизм, стремление повысить свое положение. Дидро. Энциклопедист. Идеальное государство - просвещённая монархия. Рикардо. Создатель трудовой теории стоимости. В основе дохода- стоимость товара, источником которой является труд рабочих. Источником прибавочной стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих. Социалисты-утописты. Идеальное общество, равенство, свободный труд, плановое хозяйство, распределение по труду, общность интересов. Мор. « Утопия» Кампанелла. « Город солнца». Фурье. Фаланги. Сен-Симон. Разделение на праздных соственников, имеющих паразитический доход( землевладельцы, военные, судебная и чиновничья бюрократия) и трудящихся индустриалов, с трудовым доходом( предприниматели, рабочие, фермеры) Оуэн. Община в США « Новая гармония». Кант. Основатель агностицизма- учения, отрицающего возможность объективного познания мира. « Вещь в себе». Золотое правило. Маркс. Основатель теории об общественно — экономической формации. ОЭФ- исторически конкретное общество, взятое на определённой ступени развития с присущим ему способом производства. Основу ОЭФ составляет способ производства который состоит из производительных сил- люди и средства производства( орудия труда и предмет труда( на что направлен труд)) и производственных отношений- отношения между людьми по поводу собственности. В основе развития общества видел материальное производство. Выделял 5 основных ОЭФ. Производственные отношения- базис ОЭФ, который определяет надстройку- господствующие идеи и взгляды. Противоречия между п.о и п.с приводят к смене ОЭФ. Классовая борьба - движущая сила истории. Переход от капитализма к коммунизму с помощью революции, движущей силой которой будет пролетариат. « Манифест коммунистической партии». Коммунизм- труд как необходимость, нет частной собственности, от каждого по способностям, каждому по потребностям, нет разницы между умственным и физическим трудом, отсутствие эксплуатации. Эксплуатация- присвоение результатов чужого труда. « Капитал». Основатель теории прибавочной стоимости- разница между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы. Ленин. Создатель теории империализма как высшей ступени капитализма. Учение о социализме. Возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране. Плеханов. Бернштейн. Основатели ревизионизма- учение провозглашающее необходимость пересмотра доктрины, в частности утверждающее, что с развитием капитализма противоречия между богатыми и бедными ослабнут, так как повысится уровень жизни рабочих. Гэлбрейт. Основоположник технократизма. Техника -движущая сила в развитии общества, особая роль у людей обладающих научно-техническими знаниями- технократов. За вмешательство государства в экономику. Сартр. Кьеркегор.Хайдеггер. Камю. Основоположники экзистенционализма. Человек делает себя сам, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила не может на него повлиять. Задача человека -обрести свою внутреннюю сущность. Человек свободен и ответственен за себя. Ницше. Жизнь - различные варианты борьбы за власть. Идея сверхчеловека, который не будет ущербным, слабым, посрественным. Шопенгауэр. « Мир как воля и представление». Наряду с законами природы и общества действует мировая воля. Милбрас. Человечество злоупотребляет окружающей средой, необходимо её защищать и беречь для следующих поколений -новая ценность либерализма. Инглхарт. Ценности постмодернизма: экономические достижения, падает бюрократический авторитет, падение роли религии, гибкие правила этики, чувство экзистенциальной безопасности. Сартори. Селективная полиархия- власть принадлежит меньшинству, но в отличие от олигархии не закрыта и допускает оппозицию. « Пересматривая теорию демократии». Истон, Дойч,Алмонд. Исследовали политическую систему как систему взаимодействия субъектов политики. Выделили структуру « входа ( требования к системе, поддержка) и выхода( решения и действия правительства). Вернадский. Учение о ноосфере-поверхности земли преобразуемой человеческим разумом. Соловьев. Идея Софии-души мира. Смысл существования человека -через царство природы прийти к царству Божьему. Конечная стадия- богочеловечество. Мусульманский восток- 1 господин и много рабов, запад - всеобщий эгоизм и анархия, славянский мир-примирение 2 миров. Бердяев. Основа-свобода и творчество. Кондратьев. Теория экономических циклов. Западники. Славянофилы. Богданов. Новая наука – тектология, предвосхитил кибернетику. |
|
© stupinaOA |