Методическая рекомендация

 « Индивидуальная образовательная траектория как средство подготовки к ЕГЭ по обществознанию» 

составила

учитель  истории

ГОУ СОШ № 19

им. В.Г. Белинского

с углубленным изучением

английского языка

Ступина Оксана Анатольевна

 

Москва, 2010.

 

 

 

В числе направлений совершенствования образования в статье 14 « закона об образовании» заявлено предоставление учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана для дальнейшего обеспечения их социальной и профессиональной мобильности как членов общества, создание условий для самореализации личности. Реализация данной программы возможна при использовании наиболее эффективных методик.

Гипотеза: степень подготовки учащихся к ЕГЭ повысится, если они будут включены вместе с педагогом в процесс разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории.

 

Преимущества ИОТ

 

Для ученика

Для родителей

Для педагогов

  • Обучение с опорой на индивидуальные качества и особенности
  • Эмоциональный комфорт
  • Повышение инициативности
  • Развитие навыков работы с источниками
  • Развитие презентативных навыков
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Развитие компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности
  • Ориентация на восходящий уровень знаний
  • Самореализация в процессе творчества
  • Снятие проблемы психологическо-
  • го напряжения

 

  • Возможность проследить за личностным ростом ребёнка
  • Нахождение ребёнка в постоянной сфере внимания педагога
  • Удовлетворение индивидуальных запросов учащихся
 
  • Возможность проследить за личностным ростом ребёнка
  • Повышение ответственности за результаты обучения
  • Использование эффективных методов для подготовки к ЕГЭ
  • Ориентация на восходящий уровень знаний
  • Единство процесса обучения и воспитания
  • Самореализация в процессе сотворчества
  • Повышение уровня квалификации

 

 

 

Этапы составления ИОТ.

 

  1. Анализ педагогом психологического портрета ученика:

А) психолого-физиологическая характеристика учащегося. Консультация школьного психолога.

Б)учебные достижения

   - динамика обучения

   - образовательные предпочтения. Консультация с родителями и     учителями-предметниками.

   - темп индивидуального обучения

   - ожидаемый конечный результат.

2. Анализ результатов диагностики и выработка рекомендаций для ученика.

3. Самоанализ ученика предполагаемой ИОТ

А) цель

Б) задачи

В)содержание

Г) форма обучения

Д) ожидаемый результат

4. Корректировка ИОТ на основе анализа учителя и самоанализа ученика.

5. Составление учеником ИОТ при поддержке преподавателя

А) цель

Б) задачи

В) содержание

Г) форма обучения

Д )форма взаимодействия

Е) форма контроля

Ж) используемые источники

З) критерии оценивания

И) ожидаемый результат

6. Сопровождение учителем ИОТ. Мотивация и коррекция продвижения.

7. Презентация результатов ИОТ.

 

В прошлом году я апробировала индивидуальную образовательную траекторию на выпускниках 11 класса. Из 18 человек, работающих по индивидуальной программе и сдававших ЕГЭ по обществознанию, все ученики превысили средний результат по стране ( согласно данным статистики 56.0 баллов). Количество выпускников, набравших  от 71 до 80 баллов по стране составило 9 %, среди моих выпускников- 55 % ( 10 человек); набравших от 61-70 баллов –  по стране- 25.2 %, среди моих выпускников-39 % (7 человек).

 

Содержание ИОТ

ученика 11 класса « А»  ГОУ СОШ № 19 им. В.Г. Белинского с углубленным изучением английского языка Тихонова Ильи Михайловича.

 

Цель: подготовка к сдаче ЕГЭ по обществознанию, поступление в МГУ на юридический факультет.

Задачи:

  1. Ликвидировать пробелы в знаниях по основным блокам обществознания
  2. Систематизация обществоведческих понятий
  3. Развитие навыка работы с неадаптированным тестом
  4. Отработать методику написания эссе

Форма обучения: самостоятельная работа, тьюторство.

           Форма взаимодействия: урочная деятельность, внеурочная   деятельность.

 

           Форма контроля:

-промежуточная ( диагностика, контрольные срезы, график индивидуальных достижений, участие в олимпиадах)

-итоговая ( результат ЕГЭ и вступительных испытаний)

Используемые источники:

-изучение программы и государственных стандартов  среднего ( полного) общего образования, профильный уровень

-изучение спецификации КИМов

-изучение методики написания эссе

-Конституция РФ

-Кодексы

-учебные пособия: Л. Боголюбов. Обществознание. Учебное пособие для 10 и 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва. Просвещение. 2008.

 О. Ступина. Методическая рекомендация. Подготовка выпускников к написанию эссе по обществознанию Москва. 2010.

- тестовые сборники: Г. Аверьянова. Обществознание. Тематические тренировочные задания. Москва. Эксмо. 2009.

 Е. Киприянова. Т. Дробинина. Т. Якубовская. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Москва. Владос. 2008. О. Чернышева. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. 2009.

 А. Лазебникова. Е. Рутковская. Обществознание. ЕГЭ. Москва. Экзамен. 2010.

- образцы заданий ЕГЭ:

www.ege.edu.ru;

 www.mioo.ru.;

www.olympob.moshist.ru.;

www.oneredpaperclip.blogspot.com.

Ожидаемый результат: успешная сдача ЕГЭ, поступление в ВУЗ.

 

 

Программа ИОТ.

Блок Политика.

 

Изучае-мый материал

Основные понятия темы

Возникшие вопросы у ученика

Работа с неадаптирован-ным текстом

Задания С5-С7

Примерный вариант развернутого плана

С8

Пример-ные темы эссе

Блок Политика

1.Власть

 

Власть

Типы власти,

авторитет

Является ли диктатура харизматическим типом власти?

С.95 Чернышева

Факторы от которых зависит легитимиза-ция власти.

 

 

2.Полити-ческая система

Политика, политическая система

 

С.161, Боголюбов

Приведите 3 примера деятельности исполнительного органа власти.

Политическая система.

1.Определение политической системы. 

2.Функции ПС

А)управляющая

Б)мобилизационная

В)интегративная

Г)коммуникативная

3.Элементы ПС

А)организационный

Б)нормативный

В)культурный

Г)коммуникативный

4.Государство-главный элемент ПС

5. ПС в России

 

 

3.Государ-ство

Государство, суверенитет. Монархия. Республика. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. Авторитаризм. Тоталитаризм.

Что обозначает понятие условная граница государства? 

С.192, 202 Боголюбов

С.151 Чернышева

Приведите примеры выполнения государством внешнеполитических функций.

Факторы, способствующие формированию определенно формы государства.

Отличия в системе управления парламентской и президентской республики.

Формы проявления демократии.

3 примера, иллюстрирующие роль граждан в становлении демократии.

 

«Демократия есть механизм, который гарантирует, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем». Б.Шоу.

4.Право-вое государст-во и граждан-ское общество

Правовое государство и гражданское общество.

 

 

Приведите примеры становления институтов гражданского общества.

Подтвердите наличие плюрализма в РФ.

3 предпосылки перехода к гражданскому обществу.

Гражданское общество.

1.Определение гражданского общества в широком и узком смысле.

2.Признаки гражданского общества

А)верховенство права

Б)общественный контроль

В)разделение властей

Г)горизонтальные связи

Д)частная собственность

Е)право на самореализацию

3.Гражданские институты

А) общественные организации

Б) профессиональные сообщества

В)политические партии

4. Становление гражданского общества в РФ. 

 

5.Полити-ческие партии

Политическая партия. Фракция. Электорат. ППС. Политическое движение.

Современные политические партии 

С.232 Боголюбов

Отличие политических партий от политического движения

 

« Политическая партия- союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужным им всем законов». И. Ильин.

6.Человек в полити-ческой жизни

Референдум. Выборы. Избирательное право. Лоббизм. Абсентеизм. Политическое участие. Политическая элита. Группы давления.

Какие вопросы не обсуждаются на референдуме?

С.243, 254 Боголюбов

Чем обусловлена роль СМИ в современном обществе?

Достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы.

Факторы, влияющие на выбор избирателя во время голосования.

Роль выборов в политическом процессе

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют».Д.Нейтан.

7.Консти-туция

Конституция. Конституционное право. Права. Обязанности. Местное самоуправление.

Виды муниципаль-ных образований?

Функции социального государства.

 

На 3 примерах раскройте конституционное положение о светском государстве.

Примеры деятельности граждан по реализации  политических прав.

3 примера проявления непосредственной демократии в деятельности органов местного самоуправления.

 

 

8.Полити-ческая культура

Пропаганда. Манипулирование. Идеология. Популизм. Политическое поведение. Политическая культура.

 

С.221 Боголюбов

3 причины, которые могут привести к политическому кризису

 

 

 

Блок Общество.

 

Изучае-мый

материал

Основные

понятия

Возникшие

вопросы

у ученика

Работа с

Неадаптирован-ным

текстом

Задания

С5-С7

Примерный

развернутый

план

С8

Темы

эссе

1.Человек и природа

Человек.

Феральные люди

Социогенез

Природа.

Глобальные проблемы

 

С.79,89 Боголюбов

С.165, 177 Чернышева

на примерах покажите взаимосвязь глобальных проблем

Международный терроризм  как глобальная проблема современности.

Взаимосвязь

человека и природы.

« Человек немыслим вне общества»

Л. Толстой.

2.Человек.Индивид.

Личность.

Индивид.Индиви-дуальность.Задат-ки. Способности. Талант. Гениальность. Характер. Темперамент. Личность.

Фрустация

Одаренность 

с.300, 309, 319 Боголюбов

3 отличия характера от темперамента.3 доказательства, что человек является личностью.

Раскройте на 3 примерах социальную сущность человека. 3 примера значимости социальных факторов в развитии способностей человека.

Биологическое и социальное в человеке.

 

3.Мышле-ние. Сознание.

Мышление, бессознательное

Воля, память,соз-нание Интенциональ-ность и идеаторность сознания. Герменевтика.

 

3 примера роли мышления в жизни человека

 

 

4.Общест-во

Общество. Социальный институт. Общественные отношения. Прогресс. Реформа. Революция. Регресс. Модернизация. Глобализация.

 

С.108 Боголюбов

Докажите, что общество является сложной динамичной системой.

Основные противоречия современного мира.

3 характерные черты прогресса.

Общественные отношения. Единство и противоречия современного мира.

Особенности глобализации.

« Революция- варварская форма прогресса».

5.Цивили-зация и формация.

Формация. Цивилизация. Менталитет.

Хантингтон- волны демократизации 

С.191 Чернышева

Многоообразие вариантов общественного развития.

Многовариантность и движущие силы в развитии общества.

 

5.Истори-ческий процесс и его участники.

Исторический процесс. Народные массы. Элита. Историческая личность. Свобода.

Может ли преступник считаться субъектом исторического процесса.

Является ли каждое историческое событие уникальным. Концепции роли личности в истории.

 

С.165 Боголюбов

3 примера роли народных масс в истории.

Условия реализации свободы.

 

 

6.Деятель-ность.

Деятельность. Цель. Мотив. Потребность. Творчество. Общение.

Является ли общение видом деятельности.

С.178, 247,328 Боголюбов

Докажите, что творческая деятельность не имеет ограничений.

На 3 примерах покажите как социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения потребностей.

3 примера взаимосвязи между психикой человека и его деятельностью.

Раскройте на примерах последствия удовлетворения подлинной и мнимой потребностей.

Общение как вид деятельности 

 

7.Позна-ние

Познание. Ощущение. Восприятие. Представление. Понятие. Суждение. Умозаключение. Научное и ненаучное познание. Паранаука. Социальное познание. Самопознание. Истина. Эмпирический и теоретический уровень научного познания.

Коллективное и индивидуальное знание

 

С.235, 287 Боголюбов

Научное познание.

Познание человеком мира и самого себя. Наука в жизни современного общества.

Научное познание.

 

 

 Блок Духовная сфера.

 

Изучаемый материал

Основные понятия

Вопросы, вызвавшие трудности

Работа с

неадаптированным

текстом

Задания

С5-С7

Примерный развернутый план

С8

Темы эссе

1.Культура

Культура. Культурный комплекс. Культурные универсалии. Культурное наследие. Формы культуры. Доминирующая культура. Диалог культур. Субкультура. Контркультура.

Мидкульт.

С.205 Чернышева

Роль массовой культуры в современном обществе. 3 примера взаимосвязи форм культуры. 3 примера реализации человеком своих культурных прав. 3 примера существования молодёжной субкультуры. 3 примера регулирующей роли культуры в жизни общества.

Молодежная субкультура.

 

2.Мораль.

Мораль. Этика. Ценность. Нравственность. Золотое правило морали.

Альтруизм.

 

 

 

Мораль и золотое правило нравственности.

 

3.Мировоззрение

мировоззрение

 

 

3 примера роли мировоззрения в жизни общества. 3 особенности гуманистического мировоззрения.

 

 

4.Наука и образование.

Наука. Образование.

Примеры проявления социальной функции науки.

 

3 причины повышения роли образования в жизни общества.

Роль образования в жизни общества.

« Наука никогда не решает вопросов, не поставив при этом три десятка новых».

5.Искусство

Искусство. Вид искусства. Жанр искусства. Эстетика.

 

 

 

 

 

6.Религия

Религия. Мировые религии. Тотемизм. Анимизм.

Деноминация. Мюридизм. Теократическое государство.

Магия. Шаманизм.

Формы протестантизма.

Депривация.

Ясперс- теория осевого времени.

С.29, 138 Чернышева

3 отличия веры от знания. 3 причина роста влияния религии в момент экономического кризиса.

Роль религии в жизни общества.

 

 

Блок Экономика.

 

Изучаемый материал

Основные понятия

Вопросы, вызвавшие трудности у ученика

Работа с

неадаптированным текстом

Задания

С5-С7

Примерный развёрнутый план

Темы эссе

1.Экономика и её роль в жизни общества

Экономика. Благо. Производство. Издержки. Производительность труда. Обмен. Распределение. Потребление. Ресурсы. Факторы производства.

Экономические и бухгалтерские издержки.

 

3 способа извлечения дохода с земельного участка.

 

 

2.Товар и деньги.

Товар. Деньги. Инфляция.  Ценные бумаги. Фондовая биржа.

Бык. Медведь.

 

3 субъекта экономики, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

 

 

3.Банковская система.

Банковская система. Ипотека.

Лизинг.

 

3 причины удорожания ипотеки.

 

 

4.Собственность.

Собственность. Право собственности. Национализация. Социализация. Приватизация.

Траст. Пучок собственности.

 

 

 

 

5.Рыночные отношения в современной экономике.

Экономическая система. Рынок. Конкуренция. Спрос. Предложение.

Взаимосвязанные и взаимозаменяемые товары.

С.69 Чернышева

3 признака командно-административной системы. 3 направления воздействия рыночного механизма на экономику. 3 задачи правительства по развитию рыночных отношений. 3 проявления свободы в рыночной экономике. 3 последствия повышения цен на электроэнергию.

Экономическая свобода и социальная ответственность.

Фирма в экономике.

Основные типы экономических систем.

 

6.Рынок и государство.

Экономический цикл. Экономический рост. ВНП. ВВП. Национальный доход. Налоги. Прожиточный минимум. Потребитель. Трансферты. Уровень жизни. Черта бедности. Госбюджет. Госдолг.

Потребительская корзина. Принципы налогообложения.

 

Подтвердите 3 примерами необходимость составления ГБ. 3 причины необходимости участия государства в экономике.

3 функции налогов с примерами

Место информации в современной экономике.

Рынок и его роль в жизни общества.

Налоги и налоговая политика.

Государственный бюджет.

 

7. Труд

Труд. Рынок труда. Работа. Зарплата. Безработица. Ловушка бедности.

Трудовые ресурсы и экономически активное население.

 

3 фактора, определяющие спрос на труд.

3 фактора, определяющие предложение труда.

3 последствия безработицы. 3 фактора, влияющие на уменьшение доли зарплаты в стоимости продукции. 3 примера фрикционной безработицы.

 

 

8.НТР.

НТР.

 

 

 

 

 

9.Маркетинг.

Маркетинг.

 

 

3 возможности для повышения прибыли.

 

 

10.Мировое хозяйство и национальная экономика.

Мировое хозяйство. МРТ.

Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. Фритридерство. Маржинализм.

С.43 Чернышева

 

 

 

 

Блок Социология.

 

Изучаемый материал

Основные понятия

Вопросы, вызвавшие трудности у ученика

Работа с

неадаптированным текстом

Задания

С5-С7

Примерные темы развернутого плана

Темы эссе.

1.Социология

Социология.

 

 

 

 

 

2.Социальная структура общества.

Социальная структура. Гетерогенность. Социальная общность. Социальная группа. Межличностные отношения. Конформизм. Нонконформизм. Социальный лифт.

Виды лидеров.

С.24, 135 Боголюбов

С.219 Чернышева

3 признака социальной общности.

 

« Малые группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей».

3.Социальная стратификация.

Страта. Социальная стратификация.  Социальное неравенство. Поляризация общества. Маргинал. Люмпен. Социальная мобильность.

Показатели социальной мобильности. Социальная клаузула.

С.15 Боголюбов

3 канала маргинизации. 3 причины групповой мобильности. 3 причины объединения людей в группы. 3 примера положительной стороны маргинальности.

3 признака маргинальности

Социальная

мобильность.Социальная дифференциация.

 

 

4.Социализация.

Социализация. Агенты социализации. Социальная среда.

 

С.47, 134 Боголюбов

Проиллюстрируйте процесс социализации 3 примерами.

2 уровня социализации с примерами.

 

 

5.Социальный статус.

Социальный статус. Статусный диапазон. Имидж. Социальная роль. Ролевой конфликт.

Значимый и привлекательный статус. «Теория зеркального Я» Кули.

 

На 3 примерах покажите связь социальных статусов и социальных ролей.

 

 

6.Социальный контроль

Социальный контроль. Социальные нормы. Социальные санкции. Девиант. Делинквент.

Методы формального контроля. Аномия. Типы девиантного поведения по Мертону.

 

3 признака отклоняющегося поведения. Проиллюстрируйте на примерах традицию, обычай, церемонию. 3 примера позитивного отклоняющегося поведения.

 

 

7.Семья

Семья. Брак. Родство. Жизненный цикл семьи.

Гендерные роли.

С.112, 122 Боголюбов

Основные направления демографической политики на 3 примерах. 3 тенденции развития семьи.

 

« Свой долг родителям дети отдают своим детям».

8.Социальное взаимодействие.

Социальная связь. Конфликт. Ксенофобия.

 

С.76, 273 Боголюбов

3 негативных последствия социального конфликта. 3 разновидности ролевых конфликтов с примерами.

 

 

9.Нации и межнациональные отношения.

Род. Племя. Народность. Нация. Этнос. Дискриминация. Национализм. Шовинизм. Геноцид. Сегрегация.

Национальные меньшинства и диаспора. Гумилёв- теория пассионарности.

С.94 Боголюбов

С.56 Чернышева

 

 

« Корни национализма в разделении населения на коренное и некоренное». Шевелев.

 

Блок Право.

 

Изучаемый материал

Основные понятия

Вопросы,

вызвавшие у ученика

трудности

Работа с

неадаптированным

текстом

Задания

С5-С7

Примерный вариант развернутого плана

С8

Темы эссе

1.Право и его роль в жизни общества

Право,

Правовой нигилизм

Источник права, норма права

Система права

Отрасль права

Институт права

Публичное и частное право

Правовая культура

Правотворчество

Естественное и публичное право

Гипотеза

Диспозиция

Санкция

Формы реализации права

Суперотрасль права

Правовые системы

Акт применения права

Правопримене-ние

 

Сравнить право и мораль

3 функции правовой культуры

3 проявления правового нигилизма

3 примера международной защиты прав человека

3 источника права, проиллюстрируйте их примером

3 функции права в обществе, проиллюстрировав их примером

3 признака нормативного договора

3 признака источника права

Право в системе социальных норм.

Право- регулятор общественных отношений.

 

2.Правоотношение

Правоотношение

Правоспособность

Дееспособность

Эмансипация

Деликтоспособность

Юридический факт

 

 

 

 

 

3.Юридическая ответственность

Правонарушение

Вина

Проступок

Юридическая ответственность

Презумпция невиновности

Необходимая оборона

Состав правонарушения

Самонадеянность и небрежность как формы неосторожности

Условное наказание

 

3 обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности

 

Юридическая ответственность

 

4.Уголовное право

Уголовное право

Преступление

Соучастие

наказание

Действие уголовного закона в пространстве и времени

виктимология

 

3 обстоятельства, смягчающие ответственность

3 примера защиты уголовным законодательством прав несовершеннолет-них

 

 

5.Административное право

Административное право

Административное правонарушение

 

 

 

 

 

6.Предпринимательское право

Предпринимательское право

Физические и юридические лица

Товарищество

Общество

Производственный и потребительский кооператив

Унитарное предприятие

Социальное партнерство

Франчайзинг

Венчурная фирма

 

3 признака акционерного общества

3 особенности коммандитного товарищества

3 социально-значимых функции предпринимательства

 

 

7.Трудовое право

Трудовое право

Договор

Выходное пособие

Рабочее время

Время отдыха

Оплата труда

Дисциплинарная ответственность

Трудовые споры

профсоюз

 

 

3 функции профсоюза

3 правоотношения, регулируемые нормами трудового права

 

 

8.Семейное право

Семейное право

Брак

Опека

Попечительство

Родство

Свойство

Брачный договор

 

патронаж

 

3 формы воспитания детей, оставшихся без родителей

3 группы отношений, регулируемых брачным договором

3 группы прав детей, закреплённых в Семейном кодексе

 

 

9.Гражданское право

Гражданское право

Сделка

Гражданско-правовая ответственность

Цивилистика

Конклюдентные действия

Публичный договор

Договор доверительства

Оферта

Акцепт

Сервитут

Титульный владелец

Завещательный отказ

фидуция

 

3 примера дел, рассматриваемых в гражданском судебном процессе

3 примера гражданско-правовой сделки

3 принципа гражданского права

3 вида неимущественных отношений

 

 

10.Правосудие в современной России

Иск

Правоохранительный орган

Прокуратура

Минюст

милиция

 

 

3 направления деятельности адвокатуры

3 обоснования необходимости суда присяжных

3 примера деятельности правоохранительных органов по защите прав человека

3 принципа действия органов судебной власти

 

 

11.Гражданство

Гражданство

Апатрид

Бипатрид

Натурализация

экспатрид

Филиация

Оптация

Режимы, предоставляемые иностранным физическим и юридическим лицам

 

3 принципа

Российского гражданства

 

 

 

© stupinaOA

Сделать бесплатный сайт с uCoz